МБУ ДО ДШИ с.Быков
» Физкультминутки для учащихся

Физкультминутки для учащихся 1-3 классов.
Для детей младшего возраста лучше использовать игровые приемы  для физкультминуток.
Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп!
Мы глазами миг-миг,
Мы плечами чик-чик.
Раз – сюда, два – туда,
Повернись вокруг себя.
Раз – присели, два – привстали,
Руки кверху все подняли.
Сели – встали, сели – встали,
Ванькой - встанькой словно стали.
Руки к телу все прижали
И подскоки делать стали,
А потом пустились вскачь,
Будто мой упругий мяч.
Снова выстроились в ряд,
Словно вышли на парад.
Раз-два, раз-два,
Заниматься нам пора.

«Домик»
Выполнять задание двумя руками.
На каждый счет раскрывать по одному пальцу, начиная с большого.
Раз, два, три, четыре, пять.
Вышли пальчики гулять.
(Пошевелить всеми пальцами.
Сжимать по очереди пальцы в кулак, начиная с мизинца.)
Раз, два, три, четыре, пять.
В домик спрятались опять.
(Сжать и разжать пальцы.)

Это – правая рука,   (поднимают руку вверх)
Это – левая рука,     (поднимают руку вверх)
Справа – шумная дубрава ,(правая рука в сторону)
Слева – быстрая рука.       (левая рука в сторону)
Обернулись мы, и вот  -
Стало всё наоборот: (повернуться на 1800)
Слева шумная дубрава, (рука в сторону)
Справа быстрая река (рука в сторону)
Неужели стала правой  (рука вверх)
Моя левая рука? (рука вверх)
(руки опустить)

Надо пальчики размять  (сжимают и разжимают пальцы)
Надо пальцам погулять (шагают пальцами по парте)
А пойти на физкультуру
Можно на клавиатуру.
Побежали вправо руки  -(пробежка пальцами по воображаемой клавиатуре)
Зазвучали выше звуки.
Если влево побежали – ( пробежка пальцами влево)
Звуки ниже зазвучали.
Вдруг пошли они вразброд, (пальцы правой руки вправо, левой – влево)
А потом наоборот. (левой – вправо, правой – влево; перекрест рук)
А потом все пальцы вместе
Начали прыжки на месте. (пальцы обеих рук бьют по «клавиатуре»)
Били по прыжкам рекорды
И играли все аккорды.

"Музыкальные инструменты"
На ударных чтоб играть,
Надо бить, лупить, стучать!
Развивайте этот дар –
Чувство ритма и удар! (бьют ладонями по плечам, бокам и коленям)
Чтоб освоить арфы суть,
Надо руки растянуть.
Чтоб до струн до всех достать,
И на них легко играть. (вытягивают руки вперед, «играют» на арфе)
На тарелках чтоб суметь,
Чаще бей в ладони впредь (громко хлопают в ладоши)
Хлопай в нужные моменты,
Привыкай к аплодисментам. (аплодируют друг другу)

А теперь прыжки, ребята!
Прыг – стаккато! Прыг – стаккато!
Если прыгать, словно мячик,
Будто конь во время скачек,
Резко, коротко и быстро,
Как кузнечик в поле чистом,
Как пружинки, четко, звонко,
Словно шарик от пинг-понга,
Значит, те прыжки, ребята,
Выполняются СТАККАТО.

"Волшебные темпы"
Вот простые упражнения!
Всем известные движенья!
И они, хоть и привычны,
Но вот темпы их различны.
Упражненье приседанте:
Приседания анданте
Начинаем выполнять –
Тихо, плавно приседать. (медленные приседания)
Приседлегро – все мы знаем,
Значит, быстро приседаем. (приседания учащаются)
А теперь пять раз прыганте -
Тихие прыжки - анданте. (медленные прыжки на месте)
И ещё пять раз прыглегро 
В темпе прыгаем аллегро. (прыжки учащаются)
Выполняем наклонданте!
Пять наклонов. Темп – анданте. (медленные наклоны вперед или в сторону)
Упражнение албегро 
Это бег в темпе аллегро.
Значит – скоро и ритмично.
Все бежим мы на отлично! (быстрый бег на месте)
На шаганте переходим
То есть все спокойно ходим (шаги на месте)
Если вы уже устанте,
То скорее 
отдыханте.

"Семь нот"
Ноты музыку играли
И немножечко устали.
Надоело гаммы петь,
На линеечках сидеть…
Нотки встали – скучно в гамме!
До-ре-ми-фа-соль-ля-си
И затопали ногами:
До-ре-ми-фа-соль-ля-си
И захлопали все вместе:
До-ре-ми-фа-соль-ля-си
И запрыгали на месте:
До-ре-ми-фа-соль-ля-си
За руки друг друга взяли:
До-ре-ми-фа-соль-ля-си
И по кругу побежали:
До-ре-ми-фа-соль-ля-си
Потом в сторону другую:
Си-ля-соль-фа-ми-ре-до
Кто не понял там в какую?
Си-ля-соль-фа-ми-ре-до.
Потом нотки снова встали:
До-ре-ми-фа-соль-ля-си
И руками помахали:
До-ре-ми-фа-соль-ля-си
Отдышались, подтянулись6
До-ре-ми-фа-соль-ля-си
На места свои вернулись:
До-ре-ми-фа-соль-ля-си

"Оркестр"
Струнным так в оркестре трудно!
Отдохнуть бы надо струнным…
Надо грифами встряхнуть (наклон , опустить расслабленные руки вниз и потрясти)
Надо струны подтянуть (выпрямиться, потянуться вверх)
И колками покрутить (крутят кистями рук перед собой)
И смычками поводить (водят руками на уровне плеч)
Вот огромный контрабас (развести руки в стороны)
Ниже всех звучит сейчас (приседают на корточки)
Вот виолончель мы слышим (встают, руки вытягивают вперед)
Тоже низко, но повыше (нагибаются вперед, руки вниз)
Ну, а альт не растерялся (распрямиться)
И ещё чуть-чуть поднялся (руки в стороны  на уровне плеч)
Ну, а скрипка – вот успех! (руки вверх)
Зазвучала выше всех. (
подпрыгивают)

"Фейерверк"
Как-то раз в оркестре струнном
Вдруг у всех ослабли струны,
Все звучат как нота «До»…(наклон вперед, качание расслабленными руками)
Подтянуть их поскорей!
Вот уже звучат как «Ре»…(немного распрямляются)
Ещё чуть подтянем мы
Пусть звучат, как нота «Ми»…(распрямиться ещё немного)
Струнок низок звук и тих.
Мы до «Фа» дотянем их  (распрямиться ещё больше, поднимая руки)
Подтянуть ещё их что ль?
Стало выше. Это «Соль»  (выпрямиться, руки поднят перед собой)
Надо бы ещё повыше…
Вот уже и «Ля» мы слышим (поднять руки вверх)
Ну ещё совсем чуть-чуть!
Нам до «Си» бы дотянуть…(встают на цыпочки и тянут руки вверх)
Ну, а если снова вверх?
То-то будет фейерверк! (подпрыгнуть несколько раз с поднятыми руками)
Что такое? Снова вниз?
Это струны порвались (снова согнуться и трясти расслабленными руками)
Надо струны поменять
И натягивать опять.

Физкультминутки для снятия  зрительного 
Для учащихся средних и старших классов  предлагаю использовать комплексно различные виды физкультминуток.
По функциональному характеру существует следующие виды физкультминуток:
·Физкультминутки для улучшения мозгового кровообращения;
·Физкультминутки для снятия утомления с мышц туловища,  плечевого пояса и рук;
·Физкультминутки для снятия  зрительного утомления.
ФМ  для улучшения мозгового кровообращения
1). Исходное положение (И.п.) - сидя на стуле.
1- голову наклонить вправо;
2- исходное положение;
3- голову наклонить влево;
4- исходное положение.
Повторить 2-3 раза. Темп медленный


2). Исходное положение - стоя, руки на поясе.
1- поворот головы направо;
2- исходное положение;
          3-поворот головы налево;
4-исходное положение.
Повторить 2-3 раза. Темп медленный.


3) «Ленивые восьмёрки» - активизируют структуры, обеспе-чивающие запоминание, повышают устойчивость внимания.
Нарисовать в воздухе в горизонтальной поверхности цифру восемь по три раза сначала одной рукой, потом другой рукой. Затем сразу обеими руками.

4) «Пароход»
Пароход плывет по речке,
И пыхтит он, словно печка.
Обе ладони поставлены на ребро, чуть согнуты – пароход, большие пальцы подняты вверх – труба.

5) «Шарик»
Надуваем быстро шарик.
Он становится большой.
Вдруг шар лопнул,
Воздух вышел –
Стал он тонкий и худой.
Все пальчики обеих рук в «щепотке», соприкасаются кончиками. Дуем на них. Пальчики принимают форму шара. И в обратном направлении.

6) И. п. - сидя, руки на поясе.
1-поворот головы направо;
2-исходное положение;
3-поворот головы налево;
4-исходное положение;
5-голову наклонить вперёд;
6-исходное положение.
Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

ФМ для снятия утомления с плечевого пояса, туловища и рук.
И.п.- стоя, руки на поясе.
1-правую руку вперёд, левую вверх;
2-переменить положение рук.
 Повторить 2-4 раза., затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперёд. Темп средний.

2) И. п. - сидя или стоя, кисти тыльной стороной на поясе.
1 -2 - свести локти вперёд, голову наклонить вперёд;
3-4-локти назад, прогнуться.
Повторить 2-4 раза. Затем руки вниз и потрясти ими расслабленно. Темп медленный.

3) И. п. - сидя, руки вверх.
1-сжать кисти в кулак;
2-разжать кисти.
Повторить 2-4 раза.
Затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

4) И. п.- основная стойка: руки на пояс,
1- руки в стороны;
2- руки вверх, хлопок над головой;
3- руки в стороны;
4 – исходное положение.
Повторить 2-4 раза.

5) И.п. – стойка: ноги врозь, руки внизу.
1 – руки вверх;
2 –3 наклоны вперед, хлопки по коленям;
4 – вернуться в и.п.
Повторить 2-4 раза.

6)Мы руки поднимаем,
    Мы  руки опускаем,
Качаем головой.
Мы хлопаем руками,
Мы топаем ногами.
На месте ты не стой.
Повторить 2-4 раза.

7) И. п. - стоя, руки вдоль туловища.
1-правую руку на пояс;
2-левую руку на пояс;
3-правую руку на плечо;
4-левую руку на плечо;
5-правую руку вверх;
6-левую руку вверх;
7-8 - хлопки руками над головой;
9-опустить левую руку на плечо;
10-правую руку на плечо;
11-левую руку на пояс;
12-правую руку на пояс;
13-14-хлопки руками по бёдрам.
Повторить 4-6 раз.
Темп - 1 раз медленный;
2-3 раза - средний; 3-4 - быстрый.

8) И. п. - сидя, руки подняты вверх.
1-сжать кисти в кулак;
2-разжать кисти.
Повторить 6-8 раз. Затем руки расслабленно опустить вниз
и потрясти кистями. Темп средний.

9) И. п. – стойка: ноги врозь, руки на поясе.
1-повернуть туловище направо;
2-повернуть туловище налево.
Во время поворота ноги остаются неподвижными.
Повторить 4-6 раз. Темп средний.

10) «Пловец»
И.п. – стоя, ноги врозь, правая рука вверху, левая – внизу;
1-8 – круговые движения руками вперед;
9-16 – то же назад.
Повторить 2-3 раза.

11) « У штурвала»
И.п. – стоя, ноги врозь, руки перед грудью
(«Держим штурвал»);
1 – наклон вправо;
2 – и.п. ;
3-4 – то же влево, и.п.
Повторить 4-8 раз.

12) «Зайчик»
Зайчик под кустом сидит и ушами шевелит.
Руки в кулачки, большие пальцы – вверх.
Шевелить большими пальцами.

13) «Сороконожка»
Две сороконожки бежали по дорожке.
Поставить обе руки на инструмент, касаясь пальцами и быстро перебирать ими.
Полезные ссылки
Министерство культуры
Министерство образования
Министерство культуры  Сахалинской области
Госуслуги
МБУ ДО ДШИ с.Быков
МБУ ДО ДШИ с.Быков